Основные принципы НЛП

размещено в: Психология, Теория | 0

_Fizw0BzNYIНейролингвистическое программирование  — направление в психотерапии и практической психологии. Основано на технике моделирования (копирования вербального и невербального поведения) людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз и тела и памятью.

История развития

Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно тремя людьми Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком под попечительством антрополога, социального учёного, лингвиста и кибернетика Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете, Санта-Круз, в 1960-е и 1970-е годы.

Будучи изначально лишь исследованием того, каким образом лучшие в своей сфере психотерапевты достигали высоких результатов, оно переросло в самостоятельную область и методологию, основанную на навыке моделирования как идентификации и перенимания аспектов поведения других людей и способов мышления, приведших их к достижениям в своей сфере. Не имело значения, понимает ли клиент суть проблемы, скорее вопрос состоял в том, чтобы найти людей, которые получили успешный результат, и понять, как именно они этого достигли.

Первые три человека, которых моделировали Гриндер, Бендлер и Пьюселик были Фриц Пёрлз (гештальттерапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз). Эти люди считались весьма компетентными в своих областях, и постоянные паттерны и подходы, используемые ими, легли в основу НЛП. Бендлер и Гриндер проанализировали речевые паттерны, тон голоса, выбор слов, жестикуляцию, позы и движения глаз этих людей и соотнесли полученную информацию с внутренними мыслительными процессами каждого участника. Это был первый проект по тому, что получило название «моделирование».

НЛП и субъективный опыт

Познавательный  принцип в НЛП заимствуется из работ Альфреда Коржибски (1933) и Грегори Бейтсона (1972, 1979) и заключается в идее, что не существует такого явления, как «объективный опыт». Субъективная природа наших переживаний никогда полностью не охватывает объективный мир. С точки зрения НЛП, вне зависимости от того, есть ли абсолютно «объективная реальность» или нет, люди в действительности не обладают доступом к абсолютному познанию реальности, и всё, чем они обладают, это набор убеждений относительно реальности, создаваемый ими в течение жизни

В НЛП считается, что субъективный опыт реальности имеет свою организацию, или структуру, и что форма организации значительно варьирует от человека к человеку. НЛП не позиционируется в качестве теории или академической науки об опыте, скорее, оно просто утверждает, что для каждого человека его восприятие, идеи и убеждения собираются не случайным образом, но организованы, структурированы и взаимосвязаны.

Далее утверждается, что структура субъективного опыта проявляется у человека как на макро, так и на микроуровне. Считается, что любые поведенческие акты, вербальное или невербальное сообщения демонстрируют то, как индивид внутренне структурирует свои убеждения и понятия, и что опытный наблюдатель способен наблюдать эти процессы и работать с ними.

Пресуппозиции и основные принципы НЛП

Пресуппозиции НЛП представляют собой одновременно и основные принципы нейро-лингвистического программирования. Пресуппозиции (например, «вселенная дружественна и полна ресурсов»), или набор позитивно сформулированных в виде афоризмов убеждений (не обязательно доказуемых), в НЛП используются в качестве базового инструмента для групповой и индивидуальной работы с техниками. Пресуппозиции сформулированы в соответствии с принципами, лежащими за НЛП. По словам Джейн Ревелл, британского тренера НЛП, пресуппозиции «не являются философией, или нерушимым мировоззрением, или набором правил и регуляций. Скорее, это предположения, на основании которых индивиды совершают последующие действия.

Карта не есть территория

Если подсчитать всю информацию, каждое мгновение поступающую на наши органы чувств, то получится до двух миллионов отдельных единиц. Исследования и тесты показали, что мы можем сознательно уделять внимание только семи плюс-минус два частицам информации. Чтобы разобраться в окружающем мире (территории), мы отфильтровываем огромное количество информации, которую мы считаем ненужной. Представьте себе, что будут замечать и на что будут обращать внимание полицейский и архитектор, идя по оживленной улице? Сомневаюсь, чтобы у них было одинаковое восприятие, даже если бы они шли вместе как друзья. Информация, которую мы, отфильтровав, вбираем в себя, формирует нашу карту реальности. Эта карта не всегда отображает территорию, с которой мы собрали информацию для ее построения. Дорожная карта не совпадает с территорией, поэтому

Карта — не территория

На дорожных картах нет дорожно-ремонтных работ, погоды, людей, и тому подобного. Территория всегда гораздо богаче деталями, чем любая карта, созданная для ее отображения. В нашу карту входят предположения, восприятия, убеждения и ценности. Мы используем эту карту, управляя по ней своим поведением, поэтому важно помнить, когда и как мы отфильтровываем информацию.

Пресуппозиция «карта не территория» (англ. the map is not the territory) считаетсяодной из важнейших при работе с людьми, чтобы фокусировать их внимание на том, что убеждения относительно реальности и восприятие мира («карта») не являются самой реальностью, или всей совокупностью того, что возможно воспринимать («территория»). Другими словами, в НЛП работают не с реальностью, или «территорией», а с субъективными восприятиями и убеждениями относительно реальности, или «картами».

Жизнь и «сознание» как системные процессы

Процессы, происходящие в человеческом организме и при взаимодействии человека с окружающей средой, представляют собой процессы в рамках комплексных систем. Организм, социум и планета формируют экологию комплексных систем и подсистем, взаимодействующих и оказывающих взаимное влияние друг на друга. Подобные системы, как правило, приводят к более комплексному поведению, нежели просто линейные процессы, и рассмотрение явлений с разных точек зрения может привести к различным и одинаково верным описаниям и пониманиями того, что считать важным в системе.

Например, специалисты из разных областей исходя из собственного опыта и знаний могут воспринимать одну и ту же проблему по-своему и, соответственно, предлагать разные решения для неё. Поэтому до вмешательства в ситуацию считается полезным собрать информацию исходя из множества точек зрения для получения наиболее полной картины. Поскольку организм рассматривается в качестве комплексной системы, данный принцип применяется и к нему.

В основе любого поведения лежит позитивное намерение

Данная пресуппозиция заимствована из системы убеждений Вирджинии Сатир и означает, что бы человек ни делал, он на самом деле стремится выполнить некоторое позитивное намерение (которое он может не осознавать). Предполагается, что текущее поведение, демонстрируемое человеком, представляет собой лучший выбор из доступных ему в данный момент. По мнению сторонников НЛП, нахождение новых альтернатив с этой точки зрения может оказаться полезным, чтобы помочь человеку изменить нежелаемое поведение.

Нет поражений, есть только обратная связь

В нейролингвистическом программировании коммуникация не рассматривается в понятиях «успеха» и «неудачи». Скорее, она рассматривается с точки зрения эффективности или неэффективности. Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод разочаровываться и отчаиваться, но ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете. Пресуппозиция заимствуется из принципа важности петель обратной связи в теории информации (Уильям Росс Эшби).

Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие

Значительная часть базовых навыков НЛП состоит в обучении распознавать ситуацию «застоя» и тому, как можно увидеть новые варианты в соответствии с афоризмом, что выбор начинается там, где имеется три варианта действий. Аналогично с этим считается, что множество описаний (моделей процессов) лучше, чем одно. Согласно теории систем, элементом системы, способным лучше всего адаптироваться, влиять на остальные элементы и выполнять свои задачи, зачастую оказывается не наиболее сильная часть, но демонстрирующая наибольшую гибкость в спектре проявляемых реакций.

Смысл коммуникации состоит в получаемой реакции

Согласно принципам нейролингвистического программирования, в коммуникации значение посылаемого сообщения состоит не в намерении, стоящем за сообщением, а в том, какую реакцию оно вызывает у реципиента сообщения. Считается, что если руководствоваться этим принципом, то можно стать более эффективным в общении, поскольку это позволяет проследить за тем, насколько, если судить по демонстрируемой реакции, доходит подразумеваемое сообщение до клиента.

Раппорт

Раппорт — субъективный термин, обозначающий относительную качественность связи между двумя взаимодействующими в системе коммуникации индивидами. Хороший раппорт характеризуется чувством лёгкости общения, доверия друг к другу и беспрепятственному течению речи. Например, на удачный исход психотерапии огромное влияние оказывает качество взаимоотношений, установившихся между терапевтом и клиентом.

Соответственно, большинство современных психотерапевтических школ уделяют особое внимание установлению взаимоотношений «терапевт — клиент». НЛП фокусируется на том, что именно составляет раппорт, какие именно факторы позволяют его установить и поддерживать и как можно различить качественный и некачественный раппорт в общении..

Репрезентативные системы

Репрезентативная система — понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Различают следующие репрезентативные системы:

визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;

аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховые образы;

кинестетическая — опирающаяся, в основном, на ощущения.

Согласно данной теории утверждается, что человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его репрезентативной системе (визуал: «ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»; аудиал: «звучит похоже на правду»; кинестетик: «я чувствую, что вы правы», «в ваших словах ощущается истина»; человек с доминирующей дискретной системой: «я думаю, вы правы», «вы безусловно правы»). Практически эта теория применяется в методах ;НЛП. Примером использования могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путем употребления слов, соответствующих его репрезентативной системе (например: «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций»).

Метамодель и Милтон-модель

Термин метапрограмма означает механизм мышления, фильтрующий обрабатываемую информацию, который работает неосознанно. Метапрограммы определяют личностные особенности человека, его ценности, восприятие и поведение. Они сортируют воспринимаемую информацию, перед тем как она попадает в сознание и попадает под взор внимания.

Перечень основных метапрограмм

Активность — рефлективность.

Референция внутренняя; референция внешняя.

Мотивация избегания — достижения («от» и «к»).

Сходство — различие.

Роль: независимый игрок, менеджер, командный игрок.

Отношение ко времени.

Направление внимания на себя; на других.

Внимание на процесс — на результат

Ценности и убеждения

Способ мышления: обобщение, разобщение, аналогия

Размер общность — частность

Реакция на стресс: ассоциативная — диссоциативная

Источник ресурса: внутри — снаружи

Ключи доступа

Ключ доступа — внешний признак который с большой вероятностью говорит о внутреннем (психическом, ментальном) процессе. В основном Ключи Доступа позволяют определить, какая часть мозга функционирует в данный момент (Визуальная, Аудиальная, Кинестеическая), а также в каком эмоциональном состоянии находится собеседник.

Совокупность Ключей Доступа называются калибровкой (По определению Фрэнка Пьюселика)

Процесс наблюдения за ключами доступа называется калибровкой (по определению Бэндлера и Гриндера)

Глазные ключи доступа

Речевые предикаты

Жестикуляция

Скорость речи

Тон голоса

Поза

Тип дыхания

По другому:

Основные принципы НЛП

Если подсчитать всю информацию, каждое мгновение поступающую на наши органы чувств, то получится до двух миллионов отдельных единиц. Исследования и тесты показали, что мы можем сознательно уделять внимание только семи плюс-минус два частицам информации. Чтобы разобраться в окружающем мире (территории), мы отфильтровываем огромное количество информации, которую мы считаем ненужной. Представьте себе, что будут замечать и на что будут обращать внимание полицейский и архитектор, идя по оживленной улице? Сомневаюсь, чтобы у них было одинаковое восприятие, даже если бы они шли вместе как друзья. Информация, которую мы, отфильтровав, вбираем в себя, формирует нашу карту реальности. Эта карта не всегда отображает территорию, с которой мы собрали информацию для ее построения. Дорожная карта не совпадает с территорией, поэтому

  1. Карта — не территория

На дорожных картах нет дорожно-ремонтных работ, погоды, людей, и тому подобного. Территория всегда гораздо богаче деталями, чем любая карта, созданная для ее отображения. В нашу карту входят предположения, восприятия, убеждения и ценности. Мы используем эту карту, управляя по ней своим поведением, поэтому важно помнить, когда и как мы отфильтровываем информацию.

2.Опыт имеет структуру

Сведения о внешнем мире мы получаем через органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух, вкус. В НЛП различают:

В — образы (визуальная)

А — звуки (Аудиальная)

К — ощущения (кинестетическая)

О — запахи (обонятельная)

Г — вкусы (вкусовая).

3.Сознание и тело — части единой системы

Достаточно вспомнить, как рядом кто-то смачно ел лимон, откусывая большими кусками и с удовольствием пережевывая. Если не помните такого — представьте.

4.Смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает

5.Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе

Это и называется памятью

6.Не бывает поражений, бывает только обратная связь

Правда, никто не обещает, что обратная связь будет приятной.

7.В основе любого поведения лежит положительное намерение

8.В любой системе элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим

9.Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами

Располагает, но не всегда пользуется. НЛП учит как раз пользоваться.

10.Вселенная представляет собой дружественную нам среду, изобилующую ресурсами

Это при учете всего вышесказанного. Само наличие этой пресуппозиции изменяет положение НЛП относительно других психологических направлений. НЛП позволяет научиться гармоничному взаимодействию с собой и со Вселенной. Оно не лечит, оно учит. Открывает множество перспектив для развития, ведь самое главное уже ясно: с Вселенной можно дружить.

 

Оставить ответ